Заметки о работе UX-редактором
Мой стендап про UX-редактуру для канала «Наташин UX». Хвастаюсь корешками книг, кошусь мимо камеры и рассказываю, как попал в UX, какую пользу приносит редактор, откуда в продуктах берётся плохой текст, почему его сложно исправить и чем полезна работа в банке.
Смотреть на Ютубе с подробными таймкодами
Если у вас нет свободных 51 минуты 47 секунд, чтобы на меня смотреть, вот тезисы:
Про учёбу
Учится на курсах полезно, но перед этим хорошо начитаться интернета. Тогда курсы помогут систематизировать знания и понять, что и как изучать дальше. Без базы курсы дают только общее представление о предмете.
Знания нужно систематизировать и хранить в базе знаний. Например, завести Цеттелькастен в Обсидиане.
Первичный опыт в UX можно получить на смежной роли. Например, писать статьи в Помощь, попутно изучать продукт, а потом предлагать дизайнерам и продактам что-нибудь переписать.
Для системной работы нужны знания из смежных областей: основы программирования, типографика, вёрстка, дизайн, Фигма. Чем больше таких знаний, тем больше влияния на продукт.
Про смысл
Интерфейс — это диалог с пользователем. Чтобы диалог был осмысленным, нужно начинать с сути. Сначала решаем, зачем и что сказать, потом — какими словами.
Чтобы решить интерфейсную задачу, нужно понимать контекст: откуда пользователь пришёл, что хочет сделать, что уже знает, какие ограничения есть у бизнеса и разработчиков. Для этого редактору нужно задавать много вопросов, а продакту — быть готовым на них отвечать.
Ошибки в крупных продуктах
Ошибки и неряшливость возникают в зонах, где нет ответственного. Так происходит из-за бюрократии, бардака и бэклога.
Некоторые ошибки не будут исправлять, пока они не начнут ощутимо вредить бизнесу. Некоторые ошибки не начнут вредить никогда. Но в мире нет ничего вечного, когда-нибудь они сгинут вместе с продуктом.
Разработчики тоже любят пользователей и хотят делать хорошо. Но они воспринимают продукт изнутри, а потому иногда творят дичь: хардкодят модальные окна или выводят ошибки базы данных в интерфейс.
Как быть полезным
У любой команды до редактора уже есть какие-то процессы. И прежде чем выстраивать новые, нужно изучить старые. Так меньше шансов что-то сломать и всех выбесить.
Важно создавать коалиции. Тогда редактор будет выражать не субъективное мнение, а мнение группы компетентных специалистов.
Важно понимать, что хочет постановщик задачи. Если продакт принёс мелких правок за день до релиза, глупо предлагать изменения в сценариях. Остаётся постепенно наглядно убеждать в своей пользе и ждать, когда к тебе начнут приходить пораньше.
Чтобы к редактору было больше доверия, нужно делать то, что от вас ждут, но чуть больше и чуть удобнее. За полгода в вас поверят.
UX не только про пользователя, но и про команду: дизайнеров, разработчиков, аналитиков и менеджеров. Если с редактором тяжело работать, к нему будут реже ходить, даже если этого требует регламент.
Всякое по теме
#14 — Кто такой UX-редактор — подкаст лаборатории Mish. Если из видео ничего не понятно, послушайте его.
Как я строил коптеры и снимал видео — чем я занимался до редактуры.
Технический долг и легаси на примере тараканов — почему некоторые вещи так сложно исправить.
Заявка с пятью полями загрузки — почему корпорация сильна, но человек в ней слаб и одинок.