Ошибки и задачи с известным решением
Ошибаться неприятно. Провалил собеседование, заблудился в аэропорту, выскочили красные буквы в программе — чувствуешь стыд и досаду. Кажется, что всё можно было сделать правильно, если быть чуть лучше.
Одна из возможных причин такой реакции — убеждение в том, что у каждой задачи есть правильное решение и любой ошибки можно избежать.
В школе и компьютерных играх правильный результат получается при правильных действиях. Школьные задачи составляют так, чтобы проверять знания, а игровые — чтобы развлекать. Поэтому примеры в учебнике всегда решаются, а в играх мало безвыходных ситуаций.
Учебные и игровые задачи предусматривают решение.
Более того, подразумевается, что учебные и игровые задачи рассчитаны на некий усреднённый уровень интеллекта. Отсюда негативные оценки при неудаче: ошибся → дурак.
Задачи реального мира устроены иначе. Их никто не составляет с учётом наших способностей, а конечный результат мы формулируем сами. Но наше мышление субъективно и стереотипно, а знания ограниченны. Мы видим только свои действия и не осознаём бесчисленного количества других факторов, влияющих на результат.
Реальные задачи могут вообще не иметь решений по независящим от нас причинам.
Вас могут не взять на работу просто потому, что вакансию уже закрыли, а собеседование не успели отменить. В Токио нельзя приехать на поезде из Москвы. В машине может что-то сломаться от износа, даже если вы регулярно ездили в сервис.
Результат не совпадает с ожидаемым не только потому, что вы плохо подготовились. Возможно, вы решаете не ту задачу не тем методом, вам не хватает знаний, они неверны или обстоятельства успели измениться. Такие ошибки никак вас не характеризуют, это просто обратная связь.
В реальном мире ошибки неизбежны, а полный контроль недостижим.
Раз исключить ошибки не выйдет, стоит изменить к ним отношение. Чтобы не чувствовать каждый раз досаду и стыд, нужно отказаться от попыток всё контролировать и действовать гибко:
- Стараться находить ошибки вовремя
- Оперативно исправлять, что получится
- Научиться оценивать последствия
- Разбирать причины и степень своего влияния на ситуацию
- Исключать повторение уже известных
Жизнь — бесконечный и непредсказуемый поток событий, похожий на скольжение по волне: нельзя быть готовым ко всему, но можно научиться держать равновесие.