Вавилонская формула
Как я убеждал читателя выдуманным графиком. История сразу про всё: внутреннюю рассылку Девхаба, Хабр, древний Вавилон и математику. В конце — выводы. Ведь из каждой истории можно сделать вывод.
Ситуация
В 2018 Хабр Карьера анонсировала сервис публичных оценок компаний. Сотрудники анонимно оценивают работодателя по 12 критериям, пользователи портала видят усреднённые оценки, а руководство получает обратную связь.
Как только сервис запустили, мы попросили команду поучаствовать и получили 12 отзывов — сходила примерно треть. Этого было мало для выводов, поэтому мы решили позвать всех ещё раз.
Я написал в рассылке призыв, но тексту явно не хватало картинки с пользой большего количества голосов. Нужно было показать мысль:
Больше отзывов → яснее картина происходящего → точнее курс.
Гифки и мемы не годились, хотелось чего-то шуточного, но с понятным посылом. Поэтому я решил нарисовать график роста ясности и отметить на нём текущее положение дел:
Замысел
График задумывался как пародия на популярные бизнес-метрики. Реальной зависимости он не показывал, а просто притягивал внимание и развлекал. Расчёт был запомниться абсурдностью: некая ясность в диапазоне от 0 до 1 и очевидно ускоряющийся её рост с каждым новым голосом. Читатель посмеётся, а позже возможно вспомнит синюю полоску и невольно подумает про отзывы.
Удивлять чем-то неожиданным и запоминающееся — старый рекламный трюк. Например, ВВС США завлекают женщин на контрактную службу детёнышем транспортника C-17:
Реализация
Для правдоподобия и солидности я решил строить график функцией. Требовалось что-то гладкое и S-образное. Первые несколько отзывов должны были давать быстрый рост ясности. Затем рост замедлялся, а после половины голосов вновь разгонялся.
Известные мне нелинейные функции не годились, и я обратился к приятелю-математику Илье (Илья, привет!) Он выслушал постановку, посмеялся и сотворил нечто из начал анализа:
Графику требовалась формула, а формуле — история, которая бы объясняла её абсурдность. Я почитал Википедию, написал фрагмент вымышленной книги «Знаменитые математические формулы» и оформил её как халтурный рип из электронной библиотеки.
Формула и статья заняли большую часть субботы. Информативности они рассылке не добавляли, поэтому делал я их в нерабочее время.
Результат и выводы
В начале выпуска я разместил призыв с графиком. Под графиком — пояснение со сноской, а по сноске в конце выпуска дал пояснение со ссылкой на файл статьи.
И ничего не вышло. График повеселил технарей, но никто не обратил внимание на сноску, не увидел ссылку внизу и не открыл файл со статьёй. К сожалению, я почему-то постеснялся поставить ссылку прямо под график и шутка не сработала. Но мы всё равно собрали достаточно отзывов.
Выводы из этой истории:
- Программисты и математики понимают шутки
- Не закапывайте то, что другие должны найти
- Сноски читают только редакторы, юристы и авторы этих сносок
- Не бойтесь заморачиваться, если прёт. Будет что рассказать в блоге
Приходите обсуждать ко мне Вконтакт.