Как запустить внутреннюю рассылку
Подробная версия шагов из рассказа о рассылке Девхаба. Мы запустили рассылку для небольшой распределенной команды, но что-то сработает и в крупной компании.
1. Соберите идеи
Решите, для чего вам нужна рассылка, как часто и когда она будет выходить, кому и о чем рассказывать. Например, утром понедельника сообщать о новостях и событиях в жизни команды, чтобы сотрудники начинали рабочую неделю с позитивного чтения.
Рассылка — рассказ о компании и коллективе. Старайтесь транслировать новости и объявления в мир читателя, описывая их с позиции практической пользы. Как нужно → как проще и удобнее.
Все идеи фиксируйте в одном месте. Заведите отдельный гугл-док и записывайте туда всё: мысли, ожидания, заметки по вёрстке, правила упоминания коммерческой тайны, список получателей, типы и источники новостей, ссылки на папки с исходниками, пароль к Мейлчимпу.
2. Заложите бюджет
Решите, сколько вы готовы тратить на рассылку первые два-три месяца. Это поможет подобрать оптимальный объём выпуска и темп работы. Начните с корпоративных новостей и объявлений в 300—400 слов и пару картинок. Длину текста удобно измерять Хрономером или Главредом.
3. Соберите редакцию
Договоритесь, кто будет заниматься рассылкой: вычитывать выпуск, согласовывать корпоративные новости, давать комментарии и говорить последнее слово. Пропишите роли и сферу ответственности для каждого участника, настройте права доступа, создайте типовые события в календаре и закрепите за ними исполнителей.
Редсовет должен быть на связи вплоть до финальной вычитки. Если редактор получит неоднозначный комментарий и не сможет его уточнить, новость придется снять.
4. Найдите редактора
Вам нужен лид редакционного процесса, который будет собирать, писать, переписывать и отвечать за результат. Необязательно искать выпускника ильяховской Школы или коммерческого писателя с релевантным опытом. Достаточно, чтобы человек грамотно и легко писал, был любопытен и вежлив, понимал принципы интернет-журналистики и умел разговорить собеседника. Пригодятся инфостиль, фотошоп и HTML, но важнее усидчивость и готовность сидеть над выпуском до пяти утра.
Совет редактору. Дочитывайте статьи и досматривайте ролики, которые собираетесь включить в выпуск. Убедитесь, что в материале нет негатива, политики или жестокости. Например, в ролике про паркурящих котов много удивительных трюков, но в конце показаны травмы. Котик выжил, но зрелище не для всех.
5. Соберите источники
Соберите источники новостей и событий: что, когда и у кого можно узнать. Подключите редактора к проектным и административным каналам Слака, пересылайте ему важные или просто забавные письма от заказчиков и партнеров. Попросите HR, маркетинг, лидов и аккаунтов сообщать редактору о новостях и изменениях. Это потребует времени и усилий, поэтому продумайте мотивацию. Поощряйте сотрудников рассказывать о своих достижениях и увлечениях. В рассылке пригодится всё.
Если не настроить сбор новостей, редактор превратится в помесь скандального журналиста и следователя. А это совсем немило ;3
6. Организуйте процесс
Подберите инструменты и организуйте хранение материалов. Готовить выпуск и рассылать проще всего в Мейлчимпе, но подойдет любой мейлер с визуальным редактором. Писать и согласовывать удобно в Гугл-доке, хранить исходники на Гугл-диске, проверять в Орфограммке и Ворде. Можно ловить мусор в Главреде, ориентируясь на 7 баллов и выше.
Выберите мейлер заранее, чтобы не менять его в процессе. Переход на другой мейлер разделит архив выпусков по разным платформам, и от старого мейлера вы всё равно не сможете полностью избавиться. Это же справедливо и для аккаунтов в мейлере.
7. Познакомьтесь с читателем
Знание коллектива поможет сделать рассылку более личной и точной, найти авторов и новые источники новостей. Если редактор внешний или недавно устроился, помогите ему познакомится и понять команду. Приглашайте в офис, зовите на корпоративы, подключите к совещаниям. В удалённо работающей команде на это потребуется примерно полгода.
8. Стройте экосистему
Почаще ссылайтесь в выпусках на Базу знаний, соцсети компании, посты в блогах членов команды. Используйте любую возможность, чтобы возвращать читателя к прошлым выпускам и архивам. Это поможет адаптироваться новым сотрудникам и построит карту ресурсов.
9. Собирайте обратную связь
Эффективность внутренней рассылки сложно измерить. Собирайте упоминания в общих чатах, вопросы, предложения, критику — всё.
Косвенное влияние можно отследить по частоте обращения к HR и Базе знаний с типовыми вопросами. Если вы периодически пишете, как правильно логировать рабочее время и оформлять отгулы, сотрудники будут реже спрашивать, как это делать правильно.
10. Следите за разнообразием
Экспериментируйте и боритесь с монотонностью. Добавляйте забавные гифки и красивые картинки, рисуйте графики. Не бойтесь выглядеть по-любительски небрежно. Скриншот с диаграммой из Эксела лучше скучного полотна текста. Если нет подходящих картинок, разбивайте текст на блоки с крупными заголовками. Чередуйте длинные и короткие выпуски, меняйте набор рубрик, вводите новые — делайте всё, чтобы выпуск выходил вовремя, но содержание его было непредсказуемым.