Как настроить оформление текста в Blogger
Я добрался до вёрстки статей в корпоративном блоге, настроил интерлиньяж и делюсь опытом.
Каждый четверг в блоге FreshDoc выходит статья с советами юриста.
Три месяца я только редактировал черновики юристов и не мог повлиять на оформление. Результат выглядел плохо, я изводил коллег нытьём о нормах вёрстки, свисающих союзах, добре и красоте. Теперь мне доверили публикацию, я получил доступ к админке и оторвался, как мог.
Сегодня я расскажу: что и почему было не в порядке, как я это исправил и что еще я бы сделал, чтобы настала благодать.
Дисклеймер. В статьях встречается продающий текст. Это не редактура, это маркетинг. Отнеситесь с пониманием. Когда-нибудь мы от него избавимся.
Проблема
Блог размещен на веб-сервисе Blogger. Статьи пишут и редактируют в Гугл-доке, а потом вставляют в режиме визуального редактирования. Из-за этого вид статей непредсказуемо разнится:
Визуальный редактор Bloggera примитивен, в нем нельзя создать единый набор стилей. Изменить криво оформленный текст в редакторе не выйдет. Поплывут отступы, изменится расстояние между строками и абзацами. Точно задавать отступы редактор не даёт, это доступно только в режиме правки HTML. Чтобы привести все статьи к единому виду без трудоёмкой правки кода, придётся загнать их в Ворд, отформатировать и скопировать назад. А если позднее дизайн блога изменится, придётся переделывать.
Решение
Чтобы победить хаос и уродство, мало придумать метод. Нужна система.
Текст в блоге размечен HTML-тегами, делящими текст на заголовки, абзацы и списки. Внешний вид этих элементов определяется специальными правилами — таблицами стилей CSS.
Blogger позволяет задавать стили для всего блога. Но визуальный редактор вставляет правила оформления непосредственно в HTML-теги, после чего изменить их внешний вид через единый CSS уже нельзя. Разделим текст и правила оформления: напишем таблицу стилей и придумаем метод разметки текста.
Таблицу стилей необязательно писать с нуля. Можно оформить текст в Ворде или Гугл-доке, скопировать в Blogger и посмотреть, какими правилами задано оформление в режиме правки HTML.
Размечать текст HTML-тегами вручную трудоёмко. Нужна автоматизация. Кроме этого, в тексте нужно расставлять неразрывные пробелы — служебные символы, сцепляющие два слова вместе. Это нужно для привязки союзов к следующему слову и разделения чисел на разряды.
Полностью автоматизировать этот процесс доступными инструментами не получится, поэтому сведем количество ручных операций к минимуму. Последовательность действий и нужные инструменты опишем в инструкции, чтобы не привязывать процесс к одному исполнителю.
Технология
Текст статьи редактируем в специальном шаблоне Ворда со стилями, похожими на стили в блоге. Это помогает понять, где ставить ссылки, чтобы они не разрывались переносом строки, и следить за формой правого края абзаца. Хотя текст выровнен влево, правый край не должен выглядеть рваным и хаотичным (на картинке именно так).
Готовый текст преобразовываем в «чистый HTML». Сохраняем разметку абзацев и гиперссылок, но убираем встроенные в теги стили. После этого текст слушается CSS.
Получившийся текст с тегами отправляем в «Типограф». Он корректно расставляет неразрывные пробелы, правильные кавычки и заменяет дефисы на тире. Обработанный текст предсказуемо ведёт себя при любой ширине колонки, если в будущем она изменится.
Копируем текст в Блокнот и размечаем заголовки тегами <H*>. В статье максимум три уровня заголовков. Первый — заголовок статьи, второй — раздела, а третий — строчный, с него начинается абзац. Если в популярной статье больше, её нужно переписать.
Не правьте HTML в Гугл-доке. Он заменяет латинские кавычки спецсимволами, их браузер не понимает.
Теперь организуем логические блоки.
Не переключаясь в режим визуального форматирования, вставляем картинки, помещаем их в контейнер <div class=”el_pic”> </div>. Для картинок прописаны отступы от текста, но можно добавить и других правил. Например, чтобы они растягивались по ширине колонки.
Размечаем фактоиды контейнерами <div class=”el_fact”> </div>. Фактоиды — выводы или цитаты, на которые редактор хочет обратить внимание читателя. Фактоид помогают разбить скучную портянку на небольшие блоки. В такой статье читателю проще ориентироваться, и выше вероятность, что он прочитает её до конца.
Организуем маркированные списки <UL>. Теги списка помещаем внутри тегов <P> и </P>. Логически список — это длинное предложение, для удобства чтения разбитое на строки. Отступ между описательным предложением и элементами списка не нужен. Маркеры списка заменяю на короткое тире и делаю его чуть светлее цвета основного текста. Так маркеры опрятны, помогают читать и не мешают. Для списков с перечнем гиперссылок предусмотрен стиль lnk, с увеличенным расстоянием между пунктами, чтобы по ссылкам было легче попадать курсором или пальцем.
Акронимы типа ОСАГО или ДТП заключаем в теги <acronym></acronym>. Акронимы состоят из заглавных, которые нужно разряжать — увеличивать расстояние между буквами. Такой акроним выглядит красиво и его проще читать. Это едва уловимая деталь добавляет редакторского пафоса.
Помещаем статью в родительский контейнер <div class=”editore”> </div>. Таблица стилей действует только на текст внутри этого контейнера, чтобы правила не ломали стили других элементов страницы. Это называется инкапсуляцией правил оформления.
Вставляем в запись блога в режиме редактирования кода, сохраняем, просматриваем, правим—дотягиваем. Ура! Главное — не переключаться в режим визуального редактирования. Он сломает разметку и придется вставлять подготовленный текст заново.
Вот как выглядит верстка текста из Ворда в сравнении с полученным результатом:
Что еще надо бы сделать
- Переделать под новое оформление остальные статьи. На это нужно время, а его нет. По крайне мере, новые материалы будут выходить по технологии.
- Сделать блогу нормальный дизайн. Его внешний вид за пределами добра и зла.
- Подобрать гармоничную шрифтовую пару. Calibri и Cambria — не самое удачное сочетание.
- Доделать CSS. Статья уже выглядит неплохо, но в стилях не хватает системности: гармоничных соотношений между размером шрифта и отступами. Еще не помешает привести единицы размеров к относительным величинам, привязанным к размеру шрифта.
- Начать подбирать небанальные картинки и вменяемо их оформлять. Возможно, я доберусь и до них.
Ссылки по теме
Текстовый файл с таблицей стилей — для любопытствующих.
Convert Word documents to Clean HTML — чистит теги, заменяет <b> на <strong>, а <i> на <em>.
Гигиенические требования к вёрстке в Советах Бюро Горбунова. Редактор не может не уметь верстать, потому что вёрстка — единственная физическая форма текста. Работа редактора — космос.
Какой-то грёбаный ад. Ты это всё каждый раз руками делаешь?
Если ты про то, что я доделываю за экспортером, то — да, руками. Автоматизировал что мог, исходя из моих ресурсов и возможностей ) Не такой уж и ад, 10 минут. Ад был пятнадцать лет назад, когда CMS еще не придумали, а Дримвьювера у меня не было, и я вообще все делал руками.
А как выровнять текст по ширине? Чтобы рваных краев не было?
Прописать в стиле абзаца «text-align justify;»
Но лучше по ширине не выравнивать: вместо рваного правого края появятся непредсказуемые дыры в строках. Браузеры не умеют выравнивать по ширине сами, а руками добиваться равномерного набора трудоёмко. Обычо этим занимаются на бумаге: ставят переносы, подбирают расстояние между словами и переписывают фрагменты. На вебе выравнивание по левому краю — оптимальный вариант.